Незабытая история крымского села

То, что греки на Крымском полуострове живут издревле – общеизвестный факт, именно из трудов отца истории Геродота весь мир впервые узнал о таинственной и прекрасной земле - Тавриде. Однако нас сейчас интересует период не столь отдалённый. Вернемся на 200 лет назад, что не так уж много для многовековой истории нашего древнего народа.

Село Балта-Чокрак, около 1900 г. Фото предоставлено автором.

Обратим внимание на исчезнувшую с современных карт Крыма деревню Балта-Чокрак — сакральное место для крымских греков. Отсюда вышли достойные представители Тавриды, прославившие Грецию как историческую родину и Россию, принявшую их под свою защиту и подарившую надежду на будущее.

Используя архивы, статьи исследователей, семейные рассказы и результаты собственных исследований, мы можем воссоздать более или менее полную историю этого забытого поселка, такого важного для возрождения греческой культуры в Крыму.

Незабытая история крымского села
Село Скалистое. Фото Wiki

Несуществующее ныне греческое село Балта-Чокрак располагалось примерно на равном расстоянии между современными сёлами Скалистое и Глубокий Яр Бахчисарайского района. Места эти были заселены ещё в глубокой древности, неподалёку находятся остатки скифского укреплённого города, рядом есть памятники и более древнего, таврского периода. Археологического исследования в самой деревне не проводилось, и только из составленного в 1784 году «Камерального описания Крыма» известно, что село в последний период существования Крымского ханства входило в состав Бахчисарайского кадылыка Бахчисарайского каймаканства.

После присоединения Крыма к России и образования 8 февраля 1784 года Таврической области Балта-Чокрак был включён в состав Симферопольского уезда. Согласно «Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде, состоящих с показанием, в какой волости сколько числом дворов и душ…» от 9 октября 1805 года, в селе Балта-Чокрак в 10 дворах проживали 49 татар. Незадолго до начала русско-турецкой войны 1806—1812 гг. жившие в селе татары эмигрировали в Турцию, предав свои дома огню.

В начале ноября 1806 года из Анатолии в Евпаторийский порт прибыла группа греков, всего «10 фамилий», пожелавших поселиться в Крыму, получить землю и заниматься сельским хозяйством. 17 ноября 1806 года они направили прошение в адрес губернского начальства.

Незабытая история крымского села
Дюк де Ришелье. Фото Wiki

Херсонский военный губернатор Дюк де Ришелье, ознакомившись с прошением прибывших, сделал заключение, что данные люди «…кажутся совершенно полезны для поселения Крыма, людьми трудолюбивыми и верными», обязующимися строго исполнять российское законодательство, и дал распоряжение, регламентирующее приём, расселение, обустройство, проживание, хозяйственную деятельность колонистов, предоставляющее им определенные первичные льготы и субсидии.

Так, на государственном уровне было принято решение об образовании в Симферопольском уезде греческой колонии Балта-Чокрак, проведено размещение прибывших колонистов на отведенных им землях, выданы установленные средства для обустройства, определены и объявлены льготы, положенные иностранным переселенцам-колонистам в соответствии с существующими в тот период законами.

Уже через два года после образования поселения в нём проживало 20 семейств греков-переселенцев, имевших немногим более 80 жителей, из них мужского пола 37 человек. К этому времени выяснилось, что при выборе места греки не учли возможностей предложенной им земли, непригодности большей части её для хлебопашества из-за недостатка воды, специфической структуры почв, их местоположения.

Колония размещалась у подножия двух небольших гор, заросших кустарником. Местоположение селения, как сообщает X. Кондараки в «Универсальном описании Крыма», «принадлежит к числу красивейших и весьма удобных для жизни поселянина».

К середине 50-х годов XIX столетия в селении постепенно налаживается жизнь, а материальное положение жителей стабилизируется. Этому способствует активное занятие табаководством. Балта-Чокрак в статистических документах и обобщениях отмечается как уездный центр виноградарства, но особенно как достаточно крупный производитель в рамках Симферопольского уезда, да и всего Крыма, товарного табака ценных местных сортов, приносящего общине неплохой, по меркам того времени, доход. Он давал возможность колонистам докупать недостающий хлеб, корма для скота, иметь средства для других хозяйственных и повседневных нужд, поддержания производства, обеспечения общественной жизни колонии. Так, например, по сведениям за 1846 год, здесь было произведено и направлено для продажи «…местного табаку более 250 пудов по 3 рубля 20 копеек серебром за пуд», а чистый доход, полученный греками колонистами, составил 800 рублей, что являлось немалой суммой для того времени, могло поддерживать жизнь поселян, и способствовать расширению табачных плантаций.

Незабытая история крымского села
Бахчисарай. Фото evpatori.ru

В этот период в селе Балта-Чокрак под виноградниками, садами, табачными плантациями и самородными лесами числилось 540 десятин, и окончательно определился сельскохозяйственный профиль этого греческого поселения. Как показывает исследование, к середине XIX столетия Балта-Чокрак было хотя и небольшим, но достаточно известным и в целом неплохо обустроенным греческим поселением, жители которого имели добротные каменные дома.

«Своих детей, только мальчиков, греки-колонисты обучали в приходских училищах, в которых преподавались русская грамота (чтение и письмо), закон Божий и арифметика, женский же пол или вовсе не учится грамоте, или весьма мало», — говорится в источниках того периода.

Жизнь села, однако, текла своим чередом, Балта-Чокрак росло и развивалось. В 1818 году произошло очень важное для греческой общины событие — был заложен храм в честь одного из любимых греческих святых, великомученика целителя Пантелеймона. Жители села подошли к этому событию очень серьёзно — строительство продолжалось долго, люди готовы были терпеть лишения ради возведения святыни. В итоге община составила прошение к императору, и при содействии высочайшего лица в 1835 году было, наконец, завершено строительство и произошло торжественное освящение храма. Далее примерно 20 лет спокойной и размеренной жизни села стёрлись со страниц истории.

Крымская война 1853–1856 годов нанесла жителям Балта-Чокрак немалый ущерб, потерю налаженных торговых связей, спад производства и продажи табачного листа, разорение плантаций в условиях массовых перемещений войск, появление беженцев и различного рода бродячего люда. Все это отрицательно сказалось на материальном положении поселян, живущих совсем недалеко от районов активных боевых действий и привлекавшихся для помощи войскам. Однако колонисты выстояли, перенесли все лишения войны и после её завершения стали восстанавливать утраченные, почти уничтоженные хозяйства. Как показывают статистические данные 1859 года, колония сумела восстановить довоенный уровень своего производства, найти сбыт табачного листа, винограда, приобрести скот и отремонтировать свои жилища.

В списках населенных мест Таврической губернии как дееспособная, не утраченная в годы войны, значится «колония греческая Балта-Чокрак, расположенная „при фонтане“, имеющая 11 дворов, 111 жителей, из них 58 мужского пола, каменную церковь. Основное занятие поселян — табакопроизводство, виноградарство». В 1886 году в селе проживало 188 душ обоего пола, все греки. В 1889 году в Балта-Чокрак числилось дворов 34, в которых проживало уже 158 душ обоего пола.

В XX столетие греческая колония Балта-Чокрак вступила небольшой, но достаточно крепкой в хозяйственном отношении общиной, сумевшей сохранить свой национальный облик, язык, обычаи, традиции, праздники, традиционный уклад жизни и профиль сельскохозяйственного производства.

Незабытая история крымского села
«Похоронка» на Александра Канаки. Фото предоставлено автором

Во время Первой мировой войны, как это видно из документов и семейных рассказов, погиб Александр Христофорович Канаки. Подполковник 50 Белостокского полка, уроженец селения Балта-Чокрак. Он был награждён посмертно по Указу Государя золотым Георгиевским оружием.

Общее количество земли в общинном пользовании составляло 882 десятины, однако всего лишь 11 дворов греков из 28 имели землю, а остальные 17 семейных дворов числились безземельными, и члены их были бесправными наёмными рабочими на табачных плантациях и виноградниках бывшей греческой колонии, хотя и жили теперь в одном селе, рядом, нередко роднились. Таким образом, налицо социальное расслоение жителей: появились зажиточные крепкие хозяева и беднота.

Незабытая история крымского села
Могила Петра Канаки. Фото предоставлено автором.

Семейный архив сохранил сведения о нашем предке — Петре Спиридоновиче Канаки, который в 1857 году, будучи на тот период церковным старостой, пожертвовал свой дом приехавшему служить в храме Святого Пантелеймона священнику.
Период Крымской войны был очень тяжёлым для Балта-Чокрак. Село пришло во временный упадок, были нарушены торговые связи, были и человеческие потери. Но крымские греки выстояли и сумели восстановить и приумножить объёмы продукции, село опять расцвело! Балта-Чокрак и его жители пережили революцию, принимали активное участие в партизанском движении в годы оккупации Крыма фашистскими войсками. К сожалению, в послевоенные годы село постепенно приходит в упадок и в 1968 году оно окончательно ликвидируется и исчезает с крымских карт.

Сегодня очень тяжело видеть заброшенность, которая царит на месте упокоения многих славных поколений крымских греков…

Незабытая история крымского села
Ферма на месте села. Фото Wiki

Сейчас на территории бывшего села расположилась ферма, с которой связан весьма постыдный факт — когда бывшие жители села и партизаны приезжали в эти места почтить память товарищей, они обнаружили вопиющее святотатство — часть забора фермы была сложена из могильных плит кладбища Балта-Чокрак! Была совершена попытка призвать хозяина фермы к ответу, но ему удалось доказать, что забор из могильных плит был сооружен не им… Этот случай — прямое следствие недостойного отношения к истории, к своим предкам, а ведь прошло ровно 200 лет со дня закладки первого камня в основание храма.

Считаю, что замечательным поводом вспомнить прошлое и почтить память достойных выходцев из этой деревни, о жизни которых можно писать и снимать кино, будет установка Поклонного Креста, который может стать местом паломничества греческой общины и актом восстановлением исторической справедливости.

Андрей Горбиков-Канаки