Незабытая история крымского села

То, что греки на Крымском полуострове живут издревле – общеизвестный факт, именно из трудов отца истории Геродота весь мир впервые узнал о таинственной и прекрасной земле - Тавриде. Однако нас сейчас интересует период не столь отдалённый. Вернемся на 200 лет назад, что не так уж много для многовековой истории нашего древнего народа.

Село Балта-Чокрак, около 1900 г. Фото предоставлено автором.

Обратим внимание на исчезнувшую с современных карт Крыма деревню Балта-Чокрак — сакральное место для крымских греков. Отсюда вышли достойные представители Тавриды, прославившие Грецию как историческую родину и Россию, принявшую их под свою защиту и подарившую надежду на будущее.

Используя архивы, статьи исследователей, семейные рассказы и результаты собственных исследований, мы можем воссоздать более или менее полную историю этого забытого поселка, такого важного для возрождения греческой культуры в Крыму.

Село Скалистое. Фото Wiki

Несуществующее ныне греческое село Балта-Чокрак располагалось примерно на равном расстоянии между современными сёлами Скалистое и Глубокий Яр Бахчисарайского района. Места эти были заселены ещё в глубокой древности, неподалёку находятся остатки скифского укреплённого города, рядом есть памятники и более древнего, таврского периода. Археологического исследования в самой деревне не проводилось, и только из составленного в 1784 году «Камерального описания Крыма» известно, что село в последний период существования Крымского ханства входило в состав Бахчисарайского кадылыка Бахчисарайского каймаканства.

После присоединения Крыма к России и образования 8 февраля 1784 года Таврической области Балта-Чокрак был включён в состав Симферопольского уезда. Согласно «Ведомости о всех селениях в Симферопольском уезде, состоящих с показанием, в какой волости сколько числом дворов и душ…» от 9 октября 1805 года, в селе Балта-Чокрак в 10 дворах проживали 49 татар. Незадолго до начала русско-турецкой войны 1806—1812 гг. жившие в селе татары эмигрировали в Турцию, предав свои дома огню.

В начале ноября 1806 года из Анатолии в Евпаторийский порт прибыла группа греков, всего «10 фамилий», пожелавших поселиться в Крыму, получить землю и заниматься сельским хозяйством. 17 ноября 1806 года они направили прошение в адрес губернского начальства.

Дюк де Ришелье. Фото Wiki

Херсонский военный губернатор Дюк де Ришелье, ознакомившись с прошением прибывших, сделал заключение, что данные люди «…кажутся совершенно полезны для поселения Крыма, людьми трудолюбивыми и верными», обязующимися строго исполнять российское законодательство, и дал распоряжение, регламентирующее приём, расселение, обустройство, проживание, хозяйственную деятельность колонистов, предоставляющее им определенные первичные льготы и субсидии.

Так, на государственном уровне было принято решение об образовании в Симферопольском уезде греческой колонии Балта-Чокрак, проведено размещение прибывших колонистов на отведенных им землях, выданы установленные средства для обустройства, определены и объявлены льготы, положенные иностранным переселенцам-колонистам в соответствии с существующими в тот период законами.

Уже через два года после образования поселения в нём проживало 20 семейств греков-переселенцев, имевших немногим более 80 жителей, из них мужского пола 37 человек. К этому времени выяснилось, что при выборе места греки не учли возможностей предложенной им земли, непригодности большей части её для хлебопашества из-за недостатка воды, специфической структуры почв, их местоположения.

Колония размещалась у подножия двух небольших гор, заросших кустарником. Местоположение селения, как сообщает X. Кондараки в «Универсальном описании Крыма», «принадлежит к числу красивейших и весьма удобных для жизни поселянина».

К середине 50-х годов XIX столетия в селении постепенно налаживается жизнь, а материальное положение жителей стабилизируется. Этому способствует активное занятие табаководством. Балта-Чокрак в статистических документах и обобщениях отмечается как уездный центр виноградарства, но особенно как достаточно крупный производитель в рамках Симферопольского уезда, да и всего Крыма, товарного табака ценных местных сортов, приносящего общине неплохой, по меркам того времени, доход. Он давал возможность колонистам докупать недостающий хлеб, корма для скота, иметь средства для других хозяйственных и повседневных нужд, поддержания производства, обеспечения общественной жизни колонии. Так, например, по сведениям за 1846 год, здесь было произведено и направлено для продажи «…местного табаку более 250 пудов по 3 рубля 20 копеек серебром за пуд», а чистый доход, полученный греками колонистами, составил 800 рублей, что являлось немалой суммой для того времени, могло поддерживать жизнь поселян, и способствовать расширению табачных плантаций.

Бахчисарай. Фото evpatori.ru

В этот период в селе Балта-Чокрак под виноградниками, садами, табачными плантациями и самородными лесами числилось 540 десятин, и окончательно определился сельскохозяйственный профиль этого греческого поселения. Как показывает исследование, к середине XIX столетия Балта-Чокрак было хотя и небольшим, но достаточно известным и в целом неплохо обустроенным греческим поселением, жители которого имели добротные каменные дома.

«Своих детей, только мальчиков, греки-колонисты обучали в приходских училищах, в которых преподавались русская грамота (чтение и письмо), закон Божий и арифметика, женский же пол или вовсе не учится грамоте, или весьма мало», — говорится в источниках того периода.

Жизнь села, однако, текла своим чередом, Балта-Чокрак росло и развивалось. В 1818 году произошло очень важное для греческой общины событие — был заложен храм в честь одного из любимых греческих святых, великомученика целителя Пантелеймона. Жители села подошли к этому событию очень серьёзно — строительство продолжалось долго, люди готовы были терпеть лишения ради возведения святыни. В итоге община составила прошение к императору, и при содействии высочайшего лица в 1835 году было, наконец, завершено строительство и произошло торжественное освящение храма. Далее примерно 20 лет спокойной и размеренной жизни села стёрлись со страниц истории.

Крымская война 1853–1856 годов нанесла жителям Балта-Чокрак немалый ущерб, потерю налаженных торговых связей, спад производства и продажи табачного листа, разорение плантаций в условиях массовых перемещений войск, появление беженцев и различного рода бродячего люда. Все это отрицательно сказалось на материальном положении поселян, живущих совсем недалеко от районов активных боевых действий и привлекавшихся для помощи войскам. Однако колонисты выстояли, перенесли все лишения войны и после её завершения стали восстанавливать утраченные, почти уничтоженные хозяйства. Как показывают статистические данные 1859 года, колония сумела восстановить довоенный уровень своего производства, найти сбыт табачного листа, винограда, приобрести скот и отремонтировать свои жилища.

В списках населенных мест Таврической губернии как дееспособная, не утраченная в годы войны, значится «колония греческая Балта-Чокрак, расположенная „при фонтане“, имеющая 11 дворов, 111 жителей, из них 58 мужского пола, каменную церковь. Основное занятие поселян — табакопроизводство, виноградарство». В 1886 году в селе проживало 188 душ обоего пола, все греки. В 1889 году в Балта-Чокрак числилось дворов 34, в которых проживало уже 158 душ обоего пола.

В XX столетие греческая колония Балта-Чокрак вступила небольшой, но достаточно крепкой в хозяйственном отношении общиной, сумевшей сохранить свой национальный облик, язык, обычаи, традиции, праздники, традиционный уклад жизни и профиль сельскохозяйственного производства.

«Похоронка» на Александра Канаки. Фото предоставлено автором

Во время Первой мировой войны, как это видно из документов и семейных рассказов, погиб Александр Христофорович Канаки. Подполковник 50 Белостокского полка, уроженец селения Балта-Чокрак. Он был награждён посмертно по Указу Государя золотым Георгиевским оружием.

Общее количество земли в общинном пользовании составляло 882 десятины, однако всего лишь 11 дворов греков из 28 имели землю, а остальные 17 семейных дворов числились безземельными, и члены их были бесправными наёмными рабочими на табачных плантациях и виноградниках бывшей греческой колонии, хотя и жили теперь в одном селе, рядом, нередко роднились. Таким образом, налицо социальное расслоение жителей: появились зажиточные крепкие хозяева и беднота.

Могила Петра Канаки. Фото предоставлено автором.

Семейный архив сохранил сведения о нашем предке — Петре Спиридоновиче Канаки, который в 1857 году, будучи на тот период церковным старостой, пожертвовал свой дом приехавшему служить в храме Святого Пантелеймона священнику.
Период Крымской войны был очень тяжёлым для Балта-Чокрак. Село пришло во временный упадок, были нарушены торговые связи, были и человеческие потери. Но крымские греки выстояли и сумели восстановить и приумножить объёмы продукции, село опять расцвело! Балта-Чокрак и его жители пережили революцию, принимали активное участие в партизанском движении в годы оккупации Крыма фашистскими войсками. К сожалению, в послевоенные годы село постепенно приходит в упадок и в 1968 году оно окончательно ликвидируется и исчезает с крымских карт.

Сегодня очень тяжело видеть заброшенность, которая царит на месте упокоения многих славных поколений крымских греков…

Ферма на месте села. Фото Wiki

Сейчас на территории бывшего села расположилась ферма, с которой связан весьма постыдный факт — когда бывшие жители села и партизаны приезжали в эти места почтить память товарищей, они обнаружили вопиющее святотатство — часть забора фермы была сложена из могильных плит кладбища Балта-Чокрак! Была совершена попытка призвать хозяина фермы к ответу, но ему удалось доказать, что забор из могильных плит был сооружен не им… Этот случай — прямое следствие недостойного отношения к истории, к своим предкам, а ведь прошло ровно 200 лет со дня закладки первого камня в основание храма.

Считаю, что замечательным поводом вспомнить прошлое и почтить память достойных выходцев из этой деревни, о жизни которых можно писать и снимать кино, будет установка Поклонного Креста, который может стать местом паломничества греческой общины и актом восстановлением исторической справедливости.

Андрей Горбиков-Канаки